На вторичном авторынке в России сегодня успешно реализуются программы от автопроизводителей, которые дают возможность купить сертифицированный автомобиль с пробегом. С юридической точки зрения такая сделка чистая и прозрачная, но по поводу объективности технической проверки у автоэкспертов возникают сомнения. И при этом стоят такие легковушки больше. Мы разберем все плюсы и минусы покупки ненового сертифицированного авто и расскажем, на что надо обратить особое внимание при выборе такого варианта.
Начнем с того, что вы можете воспользоваться услугой подбора автомобиля с пробегом и получить надежный вариант, минуя все сложности процесса.
Преобладающая часть покупаемых россиянами автомобилей является машинами подержанными. Официальные дилеры давно ведут борьбу за приличную долю на вторичном авторынке, пытаясь конкурировать с перекупщиками. А в настоящее время сами производители решили предлагать в продажу сертифицированные модели с пробегом.
В целях привлечения покупателей запускаются новые программы, продумываются акции, развивается система трейд-ин, в салонах отводятся специальные зоны для продажи подержанных авто. На сегодняшний день около половины представленных в России брендов имеют собственные фирменные программы. Особый интерес данное направление представляет для премиум-брендов. Они добиваются расширения покупательской аудитории и пытаются сделать свою продукцию более доступной для населения.
Повышение остаточной стоимости иномарки неуклонно ведет к росту спроса на новые автомобили. Расчетливый покупатель видит, что легковушка данной модели с пробегом продается по высокой цене, дает адекватную оценку ее ликвидности и охотнее покупает именно такое авто в надежде, что впоследствии сможет выгодно продать его через салон. Кроме того, при сдаче машины в трейд-ин он сможет купить новое транспортное средство по более низкой стоимости.
Сертификация должна гарантировать покупателю исправность и целостность автомашины, зачастую ему даже предоставляется гарантия на подержанный автотранспорт. Однако в реальности все не так радужно, как обещает производитель. Даже у официального дилера можно приобрести сертифицированное транспортное средство, которое уже побывало в ДТП и имеет различные технические неисправности. Формулировка гарантийных обязательств бывает такой размытой, что часто клиент при обращении в официальный сервисный центр сталкивается с отказом.
Большая часть автопроизводителей продают только свою продукцию. Однако некоторые компании предлагают сертифицированные иномарки и других брендов. Такие программы есть у концернов Хонда, Фольксваген, Шкода, Ситроен и Пежо.
Все они пользуются одинаковыми критериями при технической диагностике, имеют одинаковые ограничения по возрасту а/м, пробегу, предлагают постгарантийную поддержку на тех же условиях. Однако исключения тоже есть. Например, Citroen Select – программа, которая предполагает официальную продажу любых иномарок не старше 8 лет, Lada и вовсе ограничена лимитом 6 лет.
Программы по сертификации непрофильных марок нацелены на привлечение большего числа клиентов и продажу им новых легковушек собственного бренда с демонстрацией хороших условий реализации авто с пробегом. Одновременно салон и сам производитель могут получить дополнительную прибыль от продажи непрофильного транспортного средства, поскольку многим покупателям важна более тщательная проверка машины с пробегом, которую в состоянии обеспечить лишь дилер.
К подержанным автомобилям, реализуемым через официальных дилеров, предъявляются особые требования. В каждой программе производителя они свои. Например, у концернов Мерседес и Ниссан всего 60 пунктов по проведению диагностики, у Фольксваген и Шкода — 200. Но в среднем чек-лист содержит от 100 до 150 пунктов. Кроме технической диагностики, проводится еще и юридическая проверка (не находится ли легковушка в залоге, угоне).
Зачастую диагностику проводят лишь с целью подтверждения или опровержения выводов, полученных во время первичного осмотра и после тест-драйва. Практически каждая автомашина с пробегом имеет свои слабые места, которым требуется особое внимание. Проверка по 60 позициям является достаточной для того, чтобы получить объективное представление о техническом состоянии ТС.
Большое число пунктов, по которым проводится диагностика, является больше маркетинговым ходом, нежели необходимостью. Это число порой набирается за счет абсолютно ненужных позиций. Например, наличие сколов на лакокрасочном покрытии и отсутствие запаски никак не могут повлиять на техническое состояние легковушки. Одновременно в длинном списке может не оказаться более значимых видов проверки. Например, дилеры не замеряют компрессию в цилиндрах, не имеют возможности проверить, изменялась ли геометрия кузова из-за участия автомашины в ДТП, срабатывали ли подушки безопасности.
Большинство программ автопроизводителей предусматривает реализацию автотранспорта возрастом до 5 лет либо с пробегом не более 100-200 тыс. километров. Хотя у некоторых официальных дилеров можно найти иномарки и постарше. Например, Шкода, Мицубиси, Фольксваген предлагают авто возрастом до 7 лет, а пробег не должен превышать 150 000 км. Ситроен, Ниссан, Пежо повысили лимит до 8 лет. А в программе Porsche Approved предусмотрены условия, которые позволяют брать на реализацию в салоны легковой транспорт возрастом не более 9 лет либо с пробегом до 200 000 км. Правда, доля сертифицированных иномарок от 5-ти лет и старше составляет всего 10-28%.
Например, в рамках программы «Одобрено Nissan» продается всего 15% таких автомобилей. В качестве объяснения причин компания приводит жесткие требования к лакокрасочному покрытию и кузову: машины сдаются на реализацию в далеко неидеальном состоянии, а в салонах их восстановлением заниматься не хотят. Тот же процент 5-летних автомобилей реализуется в соответствии с программой Porsche Approved, производитель объясняет это относительно молодым автопарком данного бренда в РФ.
Пробег авто и его возраст считаются гарантией его надежности: чем они меньше, тем выше вероятность избежать поломки и дорогостоящего ремонта. Автопроизводители дорожат своей репутацией, поэтому неохотно сертифицируют транспортные средства, выпущенные 5 лет назад и ранее.
Приобретая такую автомашину у официального дилера, следует тщательно ознакомиться с условиями сертификата. Часто данный документ не дает клиенту никаких гарантий. При поломке и необходимости серьезного восстановления владельцу могут предложить оплатить ремонт из собственного кармана.
Гарантия, которую дают производители, может быть различной. Чаще всего она предоставляется на 1 год. Jaguar Land Rover дает гарантию на 24 месяца, а Kia – на 4 года. В большинстве программ в список гарантийных услуг входит оказание помощи на дороге. Не предоставляют такую услугу лишь Лексус, Хонда и Тойота.
Наличие гарантии является весомым аргументом в пользу варианта приобретения б/у легковушки у официального дилера. Но при этом важно узнать, на какие детали и агрегаты она распространяется, в течение какого срока она действует. Обязательно надо ознакомиться с условиями гарантии перед покупкой подержанного ТС, так как во многих случаях они слишком ограничены и имеют размытую формулировку. Например, помощь на дороге могут оказывать только 1 раз в год, о чем клиент может не догадываться при покупке.
Статистика говорит о том, что самой известной и популярной в РФ программой реализации сертифицированных легковушек с пробегом является Das WeltAuto. Она была разработана компанией Volkswagen Group. В 2016 г. официальные дилеры смогли продать по этой программе в России более 4000 иномарок с пробегом, увеличив продажи вчетверо. Для сравнения: дилеры Skoda реализовали только 3000 автомашин, проект «Kia Уверен» помог продать 2700 сертифицированных автомашин, в салонах Citroen было куплено 1600 б/у иномарок, Peugeot и Mitsubishi реализовали по 1500 автомобилей, Hyundai – 1350. Запуск программы Mazda Next в первый же год помог реализовать 450, а Renault Selection — 300 авто разного возраста.
В сегменте премиум-брендов наибольшую популярность завоевала программа BMW Premium Selection. всего за 1 год благодаря ей было продано свыше 2300 подержанных легковушек.
Дилеры Volvo сумели продать 500 автомобилей премиальных марок, Porsche – 300, Lexus – 240, Infiniti — 230, увеличив продажи по сравнению с предыдущими периодами.
И все же доля продаж подержанных автомашин не велика, она составляет не более 10% от общего объема. Причина заключается в строгих требованиях, которые сильно удорожают предпродажную подготовку. Только те автомобили, которые не нуждаются в дорогой подготовке, берутся на реализацию в рамках программ производителей.
С целью повысить продажи и увеличить прибыль некоторые дилеры меняют диагностические карты. Это дает возможность продать подержанное авто как сертифицированное и повысить его цену. Поэтому задача производителя заключается в неуклонном контроле над своими официальными представителями, проведении регулярных проверок автотранспорта на складах дилеров и его соответствия установленным нормам.
Несмотря на то, что «вторичка» в России по-прежнему остается в тени, дилеры постепенно увеличивают свою долю в данном сегменте. Если в 2013 г. через официальных представителей реализовывалось только 3% подержанных автомашин, то в 2017 г. она составила 13%, а через пару лет прогнозируется, что эта доля составит 30%. В Европе уже сейчас через дилеров продается каждая вторая машина с пробегом.
Рост объема продаж возрастных легковушек через дилерские центры обусловлен тем, что клиент получает целый ряд дополнительных опций: сервисное обслуживание, дополнительное оборудование, финансовые услуги.
Покупатели стремятся к минимизации рисков при приобретении подержанного автотранспорта. Приобретая иномарку с рук, человек рискует получить транспортное средство, которое побывало в серьезной аварии, находится в залоге, имеет скрытые технические дефекты, скрученный пробег. Обращаясь к официальному дилеру, клиент может подстраховаться и юридически, и технически. Также он получает возможность оформить ТС в кредит, что невозможно при неофициальной сделке с частным лицом. В связи с этим покупатели все охотнее обращаются к дилерам. Рост объема официальных продаж во многом будет зависеть от условий программ сертификации и ставок на автокредит. Однако уже сейчас по статистике прошлых лет видно, что он будет увеличиваться и дальше.
Стоит отметить, что быстрее всего данная тенденция развивается в двух столицах: здесь доля официальных представителей достаточно велика и сопоставима с долей «серого» рынка. Однако в большинстве регионов России потребители по-прежнему предпочитают покупать подержанные авто у неофициалов или с рук. Это обусловлено невысоким достатком населения страны, которое стремится всеми способами снизить цену, сэкономить на посреднических услугах салона. Среднестатистическая разница цен у дилера и неофициала на подержанное ТС составляет не более 50 000 рублей, однако и эта сумма кажется многим слишком высокой.
Эксперты считают, что причина такого выбора потребителей кроется чаще всего в жадности дилеров, которые стремятся получить большую прибыль при продаже. Цена подержанного автотранспорта складывается из множества факторов: класса, марки, модели, технического состояния, пробега. Обычно дилеры выставляют легковушку на продажу по верхней рыночной цене и выжидают несколько недель. Если же в течение данного периода времени спроса на данное авто нет, то его уценивают. Иногда автомашина продается даже в минус. Стимулировать интерес покупателя к транспорту с пробегом можно по-разному. Клиенту могут предоставить скидку, сделать подарок (например, установить допоборудование), предоставить возможность бесплатного техобслуживания. Но главным преимуществом, привлекающим покупателей, остаются сертификация и гарантия.
Об авторе