Аналитики провели исследование рынка подержанных автомобилей в России и отметили интересную особенность: в разных регионах страны цены на одно и то же транспортное средство могут отличаться друг от друга более чем на 100 тыс. рублей. Также отмечается, что в мегаполисах б/у ТС стоят меньше, чем в провинциальных городах. С чем связан данный парадокс и всегда ли выгодна низкая стоимость машины для автовладельца – рассмотрим в рамках данной статьи.
Аналитиками компании CarPrice подготовлен рейтинг регионов, в которых можно приобрести или продать б/у ТС с наибольшей выгодой. В данном исследовании выделены многочисленные параметры, которые влияют на итоговую стоимость легкового автомобиля с пробегом:
Также опубликованы данные по средним стоимостям подержанных автомобилей по итогам 3 квартала прошлого года. Наиболее распространённый ценовой сегмент в России – от 0,1 до 1 млн руб.: здесь средняя стоимость б/у ТС составляет 365 тыс. руб. При этом, например, в Нижегородской области данный показатель самый низкий по стране – 325 тыс. руб., то есть здесь цена б/у машины на 40 тыс. руб. ниже среднероссийских. Также немного выгадать можно от покупки дешёвого подержанного авто в Екатеринбурге (332 тыс. руб.), Уфе (341 тыс. руб.) и Казани (356 тыс. руб.). Интересно, что в перечень «дешёвых» регионов в данном ценовом сегменте вошёл Санкт-Петербург – здесь дешёвые б/у ТС на вторичном рынке стоят в среднем 341 тыс. руб.
Денис Ерёменко, представляющий компанию «ПодборАвто», отмечает, что в Москве средняя стоимость автомобилей на вторичном рынке выше, чем в регионах, однако это никак не способствует их доступности за пределами МКАД. Дело в том, что в регионы зачастую попадают авто в очень плохом состоянии, которые были изначально приобретены в крупном городе, а потом их привезли в глубинку для перепродажи.
Аналитики из дилерского центра «Авилон-Трейд» добавляют, что один из ключевых факторов различия цен на б/у ТС по регионам России связан с географией. По понятным причинам азиатские (в первую очередь японские и южнокорейские) автомобили выгоднее всего приобретать в тех областях, которые находятся рядом с этими странами, например, в Приморском крае. Напротив, жители Калининграда практически не покупают азиатские подержанные авто, так как рядом с ними есть множество европейских автопроизводителей, поэтому и цены на европейские модели здесь гораздо ниже.
Лидером среди городов, в которых можно с наибольшей выгодой продать б/у ТС, оказался Краснодар: там стоимость перепродажи составляет в среднем 402 тыс. руб. Также максимально выгодно можно продать автомобили с пробегом в Самаре (393 тыс. руб.), Волгограде (385 тыс. руб.) и Ростове-на-Дону (384 тыс. руб.). Помимо этого, в первую пятёрку входит Москва: там можно в среднем продать б/у авто за 378 тыс. руб.
В CarPrice поясняют, что лидерство Краснодара не является удивительным, так как он всегда был городом с дорогими автомобилями. В первую очередь, это обусловлено возрастом местного автопарка (он немного моложе, чем в среднем по стране), однако ещё один немаловажный фактор – предпочтения местного населения. Так, краснодарцы склонны к покупке автомобилей подороже более высокого класса.
Иная ситуация в Москве. Эксперты замечают, что в столице структура цен приближена к европейским странам, где разница в стоимости новых и б/у авто выше. Объясняется это психологическим фактором: чем выше благосостояние автолюбителя, тем значимее для него приобретение именно новой машины, а не имеющей пробег. В глазах людей с более низким благосостоянием, напротив, дешёвые подержанные ТС не теряют так быстро свою ценность.
В то же время, на стоимость подержанных авто в столице влияет и другой немаловажный фактор – конкуренция. Автомобильный рынок в Москве является одним из самых ёмких в России, в связи с чем продавцы подержанных ТС вынуждены привлекать клиентов за счёт снижения цен. Также на московском вторичном авторынке выше вероятность купить легковушку с идеальной сервисной историей.
Аналитики из компании CarPrice оценили разброс цен по стране на одни и те же модели: оказалось, что стоимость б/у ТС может отклоняться от средней по стране более чем на 20%. Этим нередко пользуются дилеры: вполне реально купить легковушку с пробегом в «дешёвом» регионе, а затем перепродать его в более «дорогом».
Рассмотрим пример с самым популярным б/у машины в нашей стране Ford Focus. По данным CarPrice самые дешёвые авто можно найти в Ленинградской и в Волгоградской областях, а самые дорогие – в Москве, Нижегородской области и Башкортостане. Похожие данные предоставляет и «Avito Авто»: Ford Focus наиболее доступен в Екатеринбурге и Пермской области (около 365 тыс. руб.), дороже всего – в Ростовской области (около 468 тыс. руб.), Москве и Самарской области (около 409 тыс. руб.).
Эксперты выделяют несколько причин такого разброса в ценах на авто с пробегом. Сергей Литвиненко, представитель «Avito Авто», замечает, что довольно часто в регионы попадают автомобили со скрученным пробегом (например, использовавшиеся ранее в корпоративных парках в Москве), в связи с чем резко искажается ситуация на рынке из-за фактического завышения цен.
Также разброс цен обусловлен техническим состоянием авто, его комплектацией и рыночной конъюнктурой. Представители ГК «АвтоСпецЦентр» также напоминают о доступе к обслуживанию в регионе тех или иных марок: если в области нет определённых сервисных центров, цены на соответствующие модели будет выше.
Аналитики «Авто.ру» подошли к проблеме сбыта подержанных авто с другой стороны. Их заинтересовал вопрос: насколько быстро продаются б/у ТС в каждом из регионов? Оказывается, быстрее всего покупатели находятся в регионах с наибольшей конкуренцией – в Москве и Московской области: в среднем на продажу б/у легковушки здесь тратят 16 дней. Самый «медленный» вторичный авторынок – на юге страны: в Ростове-на-Дону на продажу уходят в среднем 24 дня; также много времени тратят продавцы в Красноярске – 22 дня, хотя в обоих городах рынок подержанных авто очень крупный. В среднем же по России срок продажи подержанного авто составил 17 с половиной дней.
По мнению аналитиков, феномен Москвы в данном случае связан с тем, что именно оттуда везут б/у ТС во все уголки страны. Таким образом, первая сделка оказывается наиболее быстрой, а вот следующие по тому же авто могут затянуться. Что касается Красноярска, то аналитики видят причину такой медлительности в особенностях местного спроса. Так, красноярцы чаще покупают праворульные японские автомобили и реже – привычные иномарки, в связи с чем продавцы и покупатели дольше договариваются о конечной стоимости.
Согласно данным «Авто.ру», в России для авто, продаваемых с пробегом, средний возраст составляет около 10 лет. Здесь также есть ярко выраженный дисбаланс: в Казани средний возраст б/у ТС на авторынке составляет около 7 лет, в Москве и Московской области – 8 лет, в Ленинградской, Нижегородской областях и Уфе – 9 лет, при этом в Новосибирске и Красноярске – 13 лет. С чем это связано?
Эксперты поясняют данную тенденцию следующим образом: на востоке страны очень много дешёвых праворульных автомобилей из Японии, которые даже будучи очень старыми, по-прежнему являются образцом надёжности и не требуют многочисленных ремонтных работ. В последнее время ввоз в Россию японских авто с пробегом заметно снизился, однако ввезённые ранее автомобили активно перепродаются.
Ещё одна тенденция на вторичном авторынке – перераспределение объёмов продаж. Например, долгое время лидером по продажам б/у ТС была Москва, однако сейчас она уступила свои позиции Московской области и Краснодару. Также в топ-10 по данному показателю входят Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Уфа, Челябинск, Казань и Новосибирск.
Из всех этих регионов только в Москве отмечено падение спроса на легковые автомобили с пробегом. Аналитики считают, что это связано с тесной корреляцией с продажами новых авто: когда они растут, спрос на б/у ТС падает. Однако Москва по-прежнему остаётся основным регионом, откуда везут б/у легковые автомобили в другие части страны, и вполне вероятно, что данная тенденция не изменится в течение ближайших лет.
Об авторе